ДАВАЙТЕ ЗАДУМАЕМСЯ...
#1
Отправлено 23 февраля 2013 - 09:38
#2
Отправлено 23 февраля 2013 - 09:47
#3
Отправлено 23 февраля 2013 - 15:07
#4
Отправлено 25 февраля 2013 - 10:26
#5
Отправлено 27 февраля 2013 - 11:07
#6
Отправлено 27 февраля 2013 - 11:47
#7
Отправлено 28 февраля 2013 - 07:35
#8
Отправлено 28 февраля 2013 - 08:07
#9
Отправлено 28 февраля 2013 - 09:28
#10
Отправлено 28 февраля 2013 - 10:42
Мой дневник
#11
Отправлено 28 февраля 2013 - 13:54
#12
Отправлено 02 апреля 2013 - 10:59
#13
Отправлено 19 ноября 2013 - 10:20
#14
Отправлено 19 января 2014 - 06:38
Трагическая судьба комсомольского судна.
На верфях Амурского судостроительного завода несколько десятилетий назад был построен дизель-электроход «Оленёк». Многие из работавших в те годы заводчан помнят эти красавцы-суда ледокольного типа, но мало кто знает о трагической судьбе одного из «ледоколов», как их называли корабелы. В нашем городе живет человек, который работал помощником капитана д/э «Оленёк» и был участником разыгравшейся на нём трагедии.
Сергей: Я закончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ) во Владивостоке, сейчас это Морской Государственный Университет. Получил специальность инженера-судоводителя и рабочий диплом штурмана дальнего плавания. В 1979 году в феврале у меня родилась дочка. Мне, конечно, хотелось подольше побыть со своей семьей дома в Комсомольске-на-Амуре, ведь когда рос мой маленький сын, я тоже находился в длительном 11-месячном рейсе и пропустил незабываемые моменты маленьких детских радостей - первые шаги ребенка, его первые слова. Но что делать, профессия моряка такова, что приходится расставаться с любимыми людьми порой на долгие-долгие месяцы. Так и в этот раз мне предстояло в августе выехать во Владивосток, чтобы принять дела второго помощника капитана дизель-электрохода «Оленёк» Дальневосточного морского пароходства. К тому времени у меня уже был многолетний опыт плавания штурманом на различных судах загранплавания, и мне было интересно поработать на судне, построенном в моём родном городе.
Зоя: Рейс был необычный, о нём писали все центральные газеты: д/э «Оленёк» должен был открыть юбилейную 25-ю Советскую Антарктическую экспедицию. В рейс набирали самых опытных моряков, и мой муж был выбран из числа многих претендентов, т.к. соответствовал необходимым требованиям. Он имел высшее специальное образование, большой опыт работы судоводителем, а также 10% надбавку за знание английского языка. Мы гордились тем, что в этот знаменательный рейс пойдет именно судно, построенное в нашем родном Комсомольске-на-Амуре. Мы простились с мужем, он поцеловал сына и дочку, пошутил, что привезет из Антарктиды детям маленького пингвина.
Сергей: Рейс предстоял длинный, около года, ведь нам предстояло сначала пройти из Владивостока в Ленинград Северным морским путём, доставить грузы в порты Певек и Тикси, а потом совершить плавание в Антарктиду. В Архангельске и Ленинграде в трюма и на палубу судна было загружено несколько тысяч тонн различных грузов: бочки с бензином, керосином и пропаном; домики для полярников; два вертолёта МИ-8, самолёт ИЛ-14 и многое-многое другое разнообразное снабжение для антарктических станций. Также с нами в длительный рейс отправлялись более сорока полярников - членов Антарктической экспедиции. Судно в рейс провожали торжественно, нас снимало телевидение, журналисты центральных газет брали интервью.
Зоя: Судно грузилось в Ленинграде 20 дней. И как будто судьба всё время подсказывала, что рейс будет неудачным. То был госпитализирован капитан Иванов, то какой-то человек пытался незаконно пробраться на судно и спрятаться там, чтобы потом сойти на берег в Уругвае, то ещё какие-то неприятности затягивали отход судна. Всё это время у меня на сердце было неспокойно, тревога не давала мне спокойно жить. И я решилась: объявила родным, что мне непременно нужно лететь в Ленинград. Все были удивлены, ведь мы уже попрощались с мужем, у меня маленький ребенок, которого я кормила грудью, да и денег нет на перелет через всю страну. Но я стояла на своём. Словно какое-то необъяснимое чувство или интуиция руководили мною. Я пошла к маме мужа и попросила её написать материнскую молитву. С этим клочком бумаги я и полетела в Ленинград.
Сергей: Я был удивлен, и в то же время обрадован, когда ко мне прилетела жена. Хотя времени для общения было мало: шла напряженная работа по погрузке судна, а я, как второй штурман, как раз отвечал за эту работу.
Зоя: Я пробыла в Ленинграде всего три дня и вернулась домой. В ночь на 31 октября 1979 года мне приснился удивительный сон. Он был необычный, очень красочный, такой реалистичный, что мне казалось, что я и не сплю вовсе. Мне снилась площадь, на ней какой-то собор с мраморными коричневыми колоннами, через которые вереницей проходят люди. Вдоль вереницы стоят люди в белых одеждах. Я, держа на руках маленькую дочку, тоже встала в эту очередь, чтобы пройти через колонны, но вдруг печальная женщина с белым покрывалом на голове рукой преградила мне дорогу и негромко проговорила: «Тебе нельзя, здесь идут счастливые люди, а у тебя сейчас происходит несчастье». Я стала горячо просить эту женщину, даже не спрашивая её, что за несчастье сейчас происходит и с кем: «Богоматерь Мария, не допусти горя, ты же видишь, у меня на руках маленькая дочь!». Женщина долго смотрела на меня, потом сказала: «Ну, хорошо, проходи!»
Я была настолько потрясена этим сном, что побежала в соседнюю комнату и разбудила свою маму. У меня даже стучали зубы от волнения, так, будто я замерзла. Почему мне приснился этот сон? Я не религиозный человек. Но я поняла, что что-то происходит с моим мужем.
Сергей: А в это время, рано утром 31 октября произошло столкновение «Оленька» с танкером «Генерал Шкодунович» Новороссийского пароходства. Это случилось в проливе Большой Бельт у берегов Дании. Наше судно следовало со скоростью 11 узлов по своей полосе зоны разделения движения, которая была нанесена на навигационной карте; видимость была хорошая, около 4-х миль. Мы должно было повернуть вправо, лечь на курс 10 градусов и следовать по своей полосе. Радиолокаторы обнаружили новороссийское судно на дистанции 5 миль. Капитан «Оленька» видел, что «Генерал Шкодунович» отвернул вправо, но продолжал медлить с поворотом своего судна, и в конце концов принял абсолютно неправильно решение повернуть влево, из-за чего наше судно вышло на полосу встречного движения.
Зоя: Мне там в Ленинграде очень не понравился этот капитан Иванов, такой многословный, самонадеянный и надменный.
Сергей: Да, твоя оценка этого человека верна, впоследствии на суде действия капитана «Оленька» были признаны нерешительными и неверными, он избрал самое худшее решение в той ситуации. Танкер практически на полном ходу врезался форштевнем в наш правый борт, буквально вошел в корпус нашего судна и все, кто спали в это время на этом борту, погибли, даже хоронить там было нечего. На «Оленьке», на котором находилось огромное количество бочек с пропаном и бутаном для полярников, моментально вспыхнул пожар. Это был настоящий ад. Оставшиеся в живых члены экипажа и полярники, это 95 человек, были вынуждены покинуть горящее судно. Некоторым приходилось прыгать в холодную воду с температурой 5-6° с высоты 6-ти этажного дома.
Зоя: Когда я была в Ленинграде, с нами разговорился радист «Оленька», он был грустный: девушка, с которой он был в ссоре, не приехала проводить его в рейс. Я уговорила его послать ей деньги на проезд, у радиста денег не было, мы с мужем ему дали деньги, и я ему сказала: «Обязательно нужно, чтобы твоя девушка приехала к тебе, она будет для тебя ангелом-хранителем». «Да что со мной может случиться?» - засмеялся радист. А я тихо ответила ему: «Всё может случиться, рейс у вас будет трудный». Когда судно было объято пламенем, этот радист подавал сигналы SOS. Потом он хотел выбежать из каюты и открыл дверь, но шагать было некуда, там бушевало пламя. Парень стал лихорадочно открывать иллюминатор, чтобы через него выбраться из горящего ада. Когда через два дня всех спасшихся моряков доставили самолётом в Ленинград и поселили в гостинице, этому радисту, вероятно, показалось, что он находится в каюте и горит, он выбил телом оконную раму и выбросился с 7-го этажа на мостовую. Так смерть догнала свою жертву уже на берегу. В то время психологи еще не работали с жертвами катастроф. А девушка, которой радист посылал деньги, так и не приезжала перед рейсом с ним попрощаться. Мои предчувствия меня не обманули.
Сергей: Капитан новороссийского танкера повел себя непорядочно, он не предпринял никаких мер по спасению русских моряков и полярников. Спасали нас экипажи иностранных судов из Швеции и Дании. При спасении наших моряков даже погиб один из иностранных моряков.
Зоя: Сережа свой спасательный жилет отдал другому члену экипажа, а также вывел из огня повариху, которая в истерике кричала, так как подступало пламя, и она боялась, что придётся прыгать в море с такой ужасной высоты.
Сергей: ужасно жаль погибших людей, все были молодые, в самом расцвете сил. Жаль и судно, тем более что его построили мои земляки из Комсомольска-на-Амуре, восстановлению оно уже не подлежало. Иностранные газеты опубликовали репортажи с места трагедии, радиостанция «Голос Америки» тоже сообщила о столкновении судов, даже подсчитали убытки Дальневосточного пароходства от аварии – 58 миллионов долларов. Расследование аварии длилось больше трёх лет, ко времени его окончания я уже уволился из пароходства и вернулся в Комсомольск. Меня несколько раз вызывали во Владивосток на суд в качестве свидетеля, капитанов «Оленька» и танкера осудили на длительные сроки.
Зоя: И что поразительно, в этом аду у мужа сгорели абсолютно все вещи, а материнская молитва на клочке бумаги осталась целой! Она и сейчас у нас хранится! У этой истории есть продолжение, которое произошло спустя 27 лет после этих печальных событий. Мы с мужем поехали в Ленинград. Шли по Невскому проспекту. И вдруг слева открылся вид на собор с коричневыми колоннами. Я была потрясена - ведь эти коричневые мраморные колонны из моего сна двадцатисемилетней давности! Я, наверно, выглядела странно, когда в жутком волнении схватила за руку мороженицу, торговавшую на углу: «Что это, как называется этот собор?». «Собор Казанской Божией матери» -с удивлением посмотрела на меня продавщица. Я медленно шла мимо колонн, и мне казалось, что я сейчас встречу эту печальную женщину из моего сна. И тут в церковной лавке я увидела ее, молодую, печальную, с белым покрывалом на голове - это была маленькая иконка Богоматери. Теперь она всегда со мной.
#15
Отправлено 20 января 2014 - 10:08
#16
Отправлено 20 января 2014 - 11:23
#17
Отправлено 20 января 2014 - 12:28
#18
Отправлено 02 февраля 2014 - 13:16
#19
Отправлено 02 марта 2014 - 18:52
#20
Отправлено 03 марта 2014 - 03:35
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных